Нарушения речи после перенесённого инсульта: виды и лечение

Многие люди страдают от проблем с общением после инсульта. Примерно треть пациентов, перенёсших инсульт, имеет трудности с речью или пониманием того, что говорят другие. Это пугает и расстраивает как пациентов, так и их близких. Существует несколько методов восстановления речи.

Причины

Инсульт – это повреждение головного мозга. Мозг контролирует все, что делает человек, включая то, как мы понимаем и интерпретируем речь.

Нарушения речи могут возникнуть вследствие повреждения тех частей головного мозга, которые отвечают за неё. Чаще причиной расстройства речи являются нарушения в левой половине мозга, поскольку в 96–99% правшей и в 60% левшей именно в ней находятся центры, отвечающие за речь. 20% левшей имеют смешанную между двумя полушариями иннервацию, ещё у 20% из них центры речи находятся в правой половине мозга. Поэтому у левшей расстройства речи могут развиваться после поражения любого полушария, но симптомы у них от нарушений в левой половине мозга могут быть мягче или более избирательны, чем симптомы, наблюдаемые у правшей.

Важно: инфаркт и инсульт - причина почти 70% всех смертей в мире!

Гипертония и скачки давления вызываемые ею - в 89% случаев убивают больного при инфаркте или инсульте! Две трети больных умирают в первые 5 лет болезни!

Как справиться с давлением и спасти свою жизнь - читайте в интервью с главой Института Кардиологии МИНЗДРАВА России - Ириной Евгеньевной Чазовой.

Центры речи в головном мозге
При нарушении в зоне Вернике возникает сенсорная афазия, в зоне Брока — моторная афазия

Большинство случаев нарушений речи связано именно с инсультами, реже они встречаются при травмах головы, опухолях мозга или дегенеративных заболеваниях. В восприятии речи, её понимании и воспроизведении принимают участие следующие центры: восприятие в слуховой зоне, декодирование в верхней височной доле, анализ в теменной, экспрессия в лобной доле, нисходящие пути через кортикобульбарный тракт к внутренней капсуле и стволу мозга, модулирующее влияние базальных ганглиев и мозжечка.

Инсульт – самая частая причина нарушений речи. Согласно статистическим данным, примерно у трети пациентов с нарушением мозгового кровообращения развивается нарушения речи разной степени тяжести. Нарушения доставки крови к мозгу приводит к гибели или повреждению нейронов в областях центральной нервной системы, которые контролируют речь.

Степень проблем с коммуникацией зависит от того, в какой области мозга случился инсульт и насколько великая его часть пострадала.

Инсульт может повлиять на то, как пациент говорит, понимает речь, читает или пишет.

Виды речевых расстройств

Нарушение мозгового кровообращения может повлиять на общение разными способами. Основными состояниями, которые могут развиться после него, являются:

  • афазия;
  • дизартрия;
  • диспраксия.

Пациенты могут иметь комбинацию всех трёх этих нарушений.

Афазия

Афазия – это название наиболее распространённого нарушения речи, вызываемого инсультом. Афазия может повлиять на то, как пациент говорит, его способность понимать сказанное, навыки чтения и письма. Она не влияет на интеллект, хотя иногда люди думают иначе.

Афазия может быть нетяжелой, а иногда влияет только на одну форму общения, например – чтение. Тем не менее, она чаще поражает несколько аспектов коммуникации в одно и то же время.

Поразительное открытие в лечении гипертонии

Давно и прочно сложилось мнение, что от ГИПЕРТОНИИ невозможно насовсем избавиться. Чтобы почувствовать облегчение, требуется непрерывно пить дорогие фармацевтические препараты. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться!

Александр Мясников в программе «О самом главном» рассказывает как излечить гипертоническую болезнь.

Видео: формы афазии — часть 1

Видео: формы афазии — часть 2

Существует несколько типов афазии, из которых основными являются:

  • Если проблемы в основном с пониманием сказанного – это называется сенсорной афазией (рецептивной, акустико-гностической, афазией Вернике).
  • Если пациент в основном понимает других, но имеет трудности с выражением того, что он хочет сказать – это называется моторной афазией (афазия Брока, экспрессивная афазия).
  • Комбинация проблем, которые полностью или частично нарушает коммуникацию, может называться смешанной или глобальной (при тяжёлых нарушениях) афазией.

Люди с сенсорной афазией могут:

  • не понимать большую часть из того, что говорят другие и ощущать, как будто люди говорят на неизвестном иностранном языке;
  • не понимать долгих и сложных предложений и могут забыть начало того, что сказали;
  • не понимать других на фоне стороннего шума, или когда различные люди говорят группой;
  • быть способными читать газетные заголовки, но не понимать остальной текст;
  • быть способными писать, но не могут прочитать то, что написали.

Люди с моторной афазией могут:

  • Быть неспособными говорить вообще. Они могут общаться при помощи звуков, но не способны формировать слова.
  • Иметь сложности с построением обычных предложений. Они могут выговаривать одинокие слова или очень короткие предложения, пропуская ключевые слова. Они пишут подобным образом.
  • Говорить с частыми паузами и неспособны найти то слово, которое они хотят сказать
  • Отвечать «да» или «нет», но иметь в виду противоположное. Поэтому их ответы не являются надёжными.
  • Выговаривать не те слова, что задумали – например, «молоко» вместо «вода».
  • Говорить в нормальном темпе, но многое из сказанного ими нельзя распознать и оно имеет ограниченный смысл. Они могут не понимать этого, а другие могут ошибочно полагать, что эти люди имеют спутанное сознание.
  • Описывать предметы и места, но не способны назвать их.
  • Выговаривать только набор нескольких слов в ответ на любой вопрос. Это могут быть эмоциональные слова – например, ругательства.
  • Застрять на одном слове или звуке и повторять его.

Люди с глобальной афазией могут:

  • испытывать большие трудности в понимании слов и предложений;
  • иметь трудности в формировании слов и предложений;
  • понимать некоторые слова;
  • пропускать несколько слов сразу;
  • иметь серьёзные трудности, которые мешают эффективному общению.

Дизартрия

Дизартрия возникает, когда инсульт приводит к развитию слабости мышц, которые человек использует для речи. Инсульт может повлиять на мышцы, которые человек использует для движения языка, губ или рта, управления дыханием во время речи или воспроизводства голоса.

Дизартрия не влияет на способность поиска слов, которые пациент хочет сказать, или на понимание других людей. Если у человека дизартрию, его голос может звучать иначе и у него могут быть проблемы с чётким произношением. Звуки голоса могут быть невнятными, искажёнными, тихими или замедленными. Другие люди могут не понимать пациента. Если нарушается контроль дыхания, больному может понадобиться говорить краткими отрывками, а не сложными предложениями.

Диспраксия

Диспраксия – это состояние, которое нарушает движения и координацию. Диспраксия речи возникает, когда пациент не может двигать мышцами в правильном порядке и последовательности, чтобы воспроизводить звуки, необходимые для ясной речи. У больного нет паралича или слабости отдельных мышц, но он не может использовать их в правильном порядке, чтобы ясно выговаривать слова. Пациент с диспраксией не способен чётко произносить слова, особенно когда кто-то просит их сказать. Он может повторять слова несколько раз и пытаться исправить произношение. Иногда больной вообще не может выговорить какой-то звук.

Трудности с коммуникацией после инсульта очень пугают и тревожат пациентов и окружающих людей.

Как другие последствия инсульта влияют на общение?

Инсульт может привести к другим проблемам, которые влияют на способность нормального общения.

Изменения эмоционального содержания общения

Инсульт иногда может вызвать незначительные изменения эмоциональных аспектов речи. Например, тон голоса может звучать «плоско», или выражение лица может не изменяться. Пациент может не понимать юмор, не знать, когда вступить в разговор. Эти проблемы связаны с изменениями в правой половине головного мозга и могут быть ошибочно истолкованы в качестве депрессии.

Изменения восприятия

Инсульт может нарушать зрение, а иногда – и слух. Это может ухудшить чтение и письмо.

Усталость

Многие люди испытывают сильную физическую и психическую усталость после инсульта. Поддержание разговора требует больше усилий, чем раньше, поэтому пациенты могут быть неразговорчивыми.

Проблемы с памятью и концентрацией

Инсульт может повлиять на кратковременную память, мыслительные процессы, способность сосредоточиться и сконцентрироваться. Это может замедлить и осложнить общение.

Физические проблемы

Физическая слабость или паралич после инсульта может повлиять на выражение лица. После инсульта часто наблюдаются проблемы с глотанием, которые обычно связаны с дизартрией.

Изменения настроения или личности

Изменения в головном мозге, вызванные инсультом, могут также повлиять на настроение, эмоции и личность. Это нарушает способность к общению.

Методы лечения

Лечение нарушений речи – чрезвычайно важный аспект жизни после инсульта, который влияет на способность человека говорить.

Очень важную роль в возвращении человеку способности общаться играют близкие ему люди — родственники и друзья. Их терпение, понимание и участие в процессе реабилитации увеличивают шансы на полное восстановление пострадавшего.

Иногда речь улучшается самостоятельно, без лечения, но пациентам обычно рекомендуют прохождение реабилитации под руководством невролога и логопеда.

У пациентов с нарушениями речи реабилитация направлена на:

  • помощь в общении;
  • максимально возможное восстановление речи;
  • поиск альтернативных способов общения.

Доказано, что логопедическое лечение наиболее эффективно, если оно начиналось как можно быстрее. У многих пациентов наиболее очевидное улучшение происходит в первые 6 месяцев после инсульта. Однако постепенное восстановление может продолжаться несколько лет.

Методика проведения лечения зависит от индивидуального состояния пациента, тяжести заболевания. Некоторым из них рекомендуют интенсивный курс реабилитации за короткий период. Для других такой курс очень утомителен, и им проводят более короткие и менее интенсивные занятия.

Лечение может быть индивидуальным, групповым, или с использованием технологий, таких как компьютерные программы или приложения.

Компьютерная программа для лечения афазии
Применение компьютера для лечения афазии позволяет активизировать лечение, проводя его в домашних условиях

Медикаментозное лечение афазии

При ишемическом инсульте проведённый вовремя тромболизис может остановить повреждение головного мозга и предупредить развитие афазии.

Проведено много исследований, в которых оценена эффективность лекарственных средств в восстановлении речи после инсульта. Были изучены следующие препараты:

  • Пирацетам в комбинации с речевой реабилитацией улучшает восстановление при афазии.
  • Бромокриптин не улучшает восстановление речи после перенесённого инсульта.
  • Леводопа — доказательства эффективности применения этого препарата противоречивы.
  • Декстроамфетамин, кажется, улучшает восстановление при афазии в комбинации с речевой реабилитацией.
  • Холинэргические препараты — эффективность в восстановлении речи недостаточно изучена.
  • Дестран 40 — приводит к ухудшению результатов лечения.
  • Моклобемид (ингибитор МАО) не способствует восстановлению речи.
  • Донепезил — может иметь позитивное влияние на глобальную речевую функцию.
  • Мемантин — в комбинации с речевой терапией, индуцированной ограничением, улучшает восстановление речи.

Речевая реабилитация

Какая именно методика используется для лечения афазии – зависит от индивидуальной ситуации каждого пациента.

Если у больного трудности с пониманием слов (сенсорная афазия), логопед может попросить его выполнять задания, такие как определение соответствия слова картинке, сортирование слов по их смыслу. Целью таких заданий является улучшение способности пациента запоминать значения слов и связывать их с выговариваемыми и написанными формами слов.

В случае если у пациента трудности с произношением слов (моторная афазия), логопед может попросить его называть картинки, судить о наличии рифмы или повторять слова, сказанные врачом. Логопед может подсказывать больному, назвав или написав первую букву нужного слова. Когда больной может выполнять задачи с отдельными словами, логопед переходит на способность строить предложения. Врач также может показывать пациенту предметы, которые можно потрогать и увидеть, в то же время выговаривая их названия.

Если у пациента отмечается слабость мышц, принимающих участие в формировании речи (дизартрия), сначала нужны упражнения, чтобы усилить их. Логопед также даёт советы относительно того, как должны двигаться язык, губы и челюсть, чтобы образовать определённые звуки.

Некоторые методики могут включать работу с компьютером. Другие методы могут включать групповую терапию с другими людьми с афазией или с совместное лечение с членами семьи. Это позволяет пациенту улучшать разговорные навыки или репетировать частые ситуации, такие как телефонный звонок.

Сейчас есть много компьютерных программ и приложений, направленных на то, чтобы помочь людям с афазией их речевые способности.

Речевая терапия в острой стадии инсульта (до 3 недель)

Эта фаза восстановления характеризуется спонтанным возобновлением функций повреждённого головного мозга при помощи физиологических механизмов. В этом периоде проведение интенсивных реабилитационных методик не рекомендуется, поскольку это может негативно сказаться на восстановлении речи в более позднем периоде.

Подострая стадия (3 недели – 12 месяцев)

В этой фазе восстановление происходит за счёт функциональной реорганизации головного мозга. Именно в этом периоде логопедическая реабилитация является эффективным лечением афазии, поэтому в подострой фазе следует проводить самые интенсивные занятия.

Хроническоая стадия (больше 12 месяцев)

Традиционно считается, что возможность восстановления в значительной степени заканчивается с достижением хронической фазы. Однако новые исследования показали, что это не так и что интенсивная логопедическая реабилитация достаточно эффективна и в этом периоде.

Речевая терапия, индуцированная ограничением

Этот метод лечения основан на ограничении применения альтернативных способов общения (жестов, письма и рисования) для того, чтобы направить пациента на использования нарушенной речи. Это почти противоположная стратегия, отличающая от традиционного подхода, при котором человеку рекомендуется использовать неповрежденные способности для общения. Логопед может применять комбинацию из обеих методик.

Альтернативные методы общения

Важная часть речевой реабилитации после инсульта – поиск различных способов общения с пациентом. Врачи могут помочь обнаружить альтернативу речи, например – жесты, письмо, рисунки или карточки для общения.

Карта общения
Карта общения помогает

Карты для общения – это большие рисунки, содержащие буквы, слова или рисунки. Они позволяют пациенту с афазией общаться с окружающими, показывая слова или буквы, чтобы объяснить, что они хотят сказать.

Видео: мобильное приложение «Пойми меня»

Для некоторых людей полезными могут быть специально разработанные электронные устройства, которые используют генерированный компьютером голос, чтобы проигрывать вслух сообщения. Это может помочь, если пациент способен набирать или писать текст. Кроме того, также существуют приложения для смартфонов или планшетов, которые могут делать то же самое.

Общение с человеком с афазией

Если вы живете или заботитесь о человеке с афазией, вам необходим надёжный способ общения с ним. Следующие советы могут быть полезными:

  • Помните, что афазия нарушает речь, а не интеллект.
  • Разговаривайте естественно, но немного медленнее. Используйте обычный тон голоса, помните, что пациент не ребёнок.
  • После сказанного вами дайте пациенту достаточно времени для ответа. Если человек с афазией ощущает давление или спешку, он может разозлиться, что негативно повлияет на способность к общению.
  • Используйте короткие, несложные предложения. Не меняйте слишком быстро тему разговора.
  • Старайтесь использовать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
  • Вам не стоит завершать предложения пациента или исправлять любые ошибки в его речи. Это может вызвать разочарование и недовольство человека с афазией. Не перебивайте его.
  • Сведите отвлекающий фон к минимуму (например, радио или телевидение).
  • Используйте бумагу и ручку, чтобы написать ключевые слова, нарисовать диаграммы или картинки, которые помогут объяснить ваше сообщение и улучшить понимание.
  • Если вы не понимаете чего-то, что человек с афазией пытается сказать – не притворяйтесь, что поняли. Человек может посчитать это унизительным и расстроится.
  • Используйте визуальные сигналы (указывание, жесты, использование предметов), чтобы поддержать понимание пациента.
  • Если человек с афазией не может подобрать нужное слово, помогите ему – попросите описать это слово, подумать о подобном слове, попытаться представить себе его, подумать о первом звуке этого слова, попробовать написать его, использовать жесты или указание предмета.

Транскраниальная магнитная стимуляция

При помощи магнитного поля в течение короткого времени стимулируются пострадавшие части мозга. Этот метод имеет положительное влияние на восстановление речи после инсульта.

Хирургическое лечение

Оперативное вмешательство на головном мозге при афазии показано в том случае, когда она вызвана геморрагическим инсультом. Возможно проведение операций для профилактики и лечения ишемического инсульта — стентирование сонных артерий, каротидная эндартерэктомия.

Стволовые клетки

В настоящее время проводятся исследования применения стволовых клеток для лечения инсультов. Введение стволовых клеток в головной мозг положительно влияют на реабилитацию пациентов после нарушений мозгового кровообращения, в том числе и на восстановление речи.

Речь — это больше, чем просто слова. Она включает в себя нашу способность общаться друг с другом. Афазия после инсульта может расстроить и испугать не только пациентов, но и их близких. Усилия, приложенные врачами, а особенно — пациентом и его близкими, помогут восстановить речь и способность общения.

Читайте также


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: